В. В. Тиманова

Вера Викторовна Тиманова

(1855-1942)


«КАКАЯ МАГИЯ ИСКУССТВА, КАКАЯ НЕЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ!..» [1]

Л. Р. Сайфуллина, пианистка

Сайфуллина Лена Равилевна

Пианистка, лауреат международных конкурсов, исследователь жизни и творчества В. В. Тимановой.

Пианистка Вера Викторовна Тиманова – одна из ярчайших представителей русского пианизма второй половины 19-го – начала 20-го веков. Родилась в Уфе 6 (18) февраля 1855 года и здесь получила первоначальное музыкальное образование у местной преподавательницы Л. Игнатович и отбывавшего политическую ссылку литовско-польского музыканта Людвика Новицкого. С 1868 по 1870 гг. училась у Карла Таузига в Берлине в его «Школе высшей фортепианной игры». На одном из уроков, после исполнения 14–летней Тимановой этюда Шопена op. 10 №2, Таузиг говорил, что и сам не смог бы исполнить его лучше. Эпизодически брала уроки у Антона Рубинштейна. Была одной из любимых учениц Ференца Листа, занимаясь с ним более 10 лет. «Вериссима», «Бриллиантовая», «Наивиртуознейшая», — так обращался он к ней. На одном из уроков, после исполнения Тимановой венгерской рапсодии, Лист произнес: «Если Вы также сыграете в концерте, то знайте – какие бы овации Вам ни выпали на долю, все это будет меньше того, чего Вы стоите!» (Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи 1834-1887 гг. СПб, 1889. С. 135). «…Лист, видимо, ужасно жалует Тиманову. Когда она сыграла одну вещь (действительно великолепно), он воскликнул: «браво! Этого из вас никто не сыграет!», — обратился он к остальным ученикам», — писал Бородин своей жене (Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи 1834-1887 гг. СПб, 1889. С. 137).

Пик артистической славы пианистки пришёлся на 1880-е – 1900-е годы. С большим успехом Тиманова играла в это время в городах Европы и России. «Госпоже Тимановой бесспорно принадлежит одно из первых мест среди современных пианистов. Её игра, поражая совершенством техники, в то же время отличается чрезвычайным блеском исполнения…», — отмечал рецензент газеты «Braunschweigischer Anzeiger». «Обладая блестящей, феноменальной техникой и  редко встречающейся  у пианисток силой в сочетании с элегантностью исполнения, г-жа Тиманова имеет мало соперников между современными исполнителями. Почти невероятная быстрота её пальцев напоминает игру Листа», — читаем в газете «Elberfelder Zeitung».

Исполнительское искусство Тимановой ценили многие музыканты. Петр Чайковский, будучи корреспондентом газеты «Русские ведомости» писал: «Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в ее в высшей степени артистическом исполнении…» (Русские ведомости. №59. 1873. 18(30) марта.) В одном из писем композитора к пианистке читаем: «В надежде, что, быть может, мне удастся воспользоваться Вашим превосходным талантом для моего 2-го Парижского концерта. Остаюсь глубоко благодарным и уважающим Вас П. Чайковский» (П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Том XIV. Письма. М., Музыка, 1974. С.261).

Круг общения Тимановой включал в себя выдающихся деятелей музыкального искусства России и Европы: А. П. Бородина, М. И. Балакирева, В. В. Бесселя, А. К. Глазунова, Ц. А. Кюи, С. Ментер, М. Мошковского, Э. Ф. Направника, А. В. Оссовского, Н. Г. Рубинштейна, В. И. Сафонова, Н. Ф. Финдейзена и многих других.

Дворянское собрание. УфаДворянское собрание, Уфа.
Ныне Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова.  Здесь 21 января (2 февраля) 1865 года девятилетняя Вера Тиманова играла свой первый концерт

Ференц Лист. 1886 г.Ференц Лист. 1886 г.
Фотограф Феликс Надар

П. И. Чайковский, 1874 г.Петр Ильич Чайковский. 1874 г.
Фотография

С началом первой мировой войны Тиманова была вынуждена приостановить гастрольные поездки. Она поселилась в Петербурге, где преподавала на курсах Е. Рапгофа, далее – во втором, четвертом музыкальных техникумах, Государственном институте музыкального просвещения. Её гастроли по России с нагнетанием общественной атмосферы сокращались, а после 1917 года выступления проходили только в Петербурге. Октябрьскую революцию Тиманова не приняла: ее отталкивали грубость и безбожие новой власти, отвергнувшей в ее представлении все моральные устои. «Не праздник у всех на душе! — писала она. — Дай Бог только, чтобы все, кого мы любим, были живы и целы. Часто завидую Вам, что Вы далеко от нашего предательского Петрограда и не переживаете того, что переживаем мы» (РНММ. Ф. 243, №116. Письмо к Е. К. и А. В. Жиркевичам, 18 ноября 1917 г.). В 20-е, 30-е гг. Тиманова испытывала большую нужду в средствах к существованию. Все заработанные ею с 16-летнего возраста сбережения, которыми, как она думала, обеспечила себя и своих близких до старости, были отняты государством. Не вернулись из банка и подарки, полученные Тимановой от коронованных особ — русского императора Александра II, германского императора Вильгельма I, дочери Николая I  Ольги Николаевны — королевы Вюртембергской, турецкого султана, золотая медаль Национальной академии Святой Цецилии. Пианистка была вынуждена продавать домашнюю обстановку, ноты, письма. В 1926 году по ходатайству Ленинградской консерватории Тимановой была назначена персональная пенсия, но этих денег катастрофически не хватало. Пианистка не смогла пережить блокаду и умерла в Ленинграде, в своей квартире, 20 февраля 1942 года в возрасте 87 лет. Похоронена Вера Викторовна на Пискаревском кладбище в братской могиле № 23.

На родине пианистки в Уфе память о Тимановой жива: проходят концерты ее памяти, научные конференции. В марте 2001 г. в городе состоялся первый Открытый городской конкурс юных пианистов имени Веры Тимановой. Второй конкурс в апреле 2003 года носил уже статус регионального и охватил не только города Башкортостана, но и Татарстан, Оренбургскую, Челябинскую области. В данное время его проведение, к сожалению, приостановлено.

Веру Тиманову и Александра Жиркевича связывали долгие годы дружбы. Их знакомство началось в начале 1880-ых гг. Возможно, общению положил начало их общий знакомый, действительный статский советник, чиновник особых поручений при военном министре Евгений Николаевич Кудрявцев, ставший впоследствии мужем сестры Тимановой — Марии. Александр Владимирович один или с супругой Екатериной Константиновной неоднократно был гостем семьи Тимановых в их петербургской квартире на улице Знаменской, 26 (сейчас ул. Восстания, д. 26). Здесь  всегда  были ему рады. «Дружба моя с нею, с ее семьей и с семьей Кудрявцевых все так же прочна, как и прежде. Меня трогает привязанность этих людей, для которых я всегда мало значил как знакомый», — писал Александр Владимирович (ОР ГМТ. Ф. 22, КП 4594, № 807. Жиркевич А. В. «Мемуары. Мои заметки», № 8, 3 октября 1888 г.). Жиркевич высоко ценил мастерство Веры Викторовны, называя его «тонким и художественным», выделяющимся «изумительной техникой, грацией и силой». Будучи юным полковым адьютантом 108 -го  Саратовского полка в начале 1880 -ых гг., он  принимал участие в устройстве ее концерта в Вильно, а в 1889 году помогал работе Виленского отделения Русского музыкального общества в организации  совместного вечера пианистки и примадонны русской оперы Марии Даниловны Каменской.

В. В. ТимановаВера Викторовна Тиманова.
Фотография. ГМТ

Е. К. и А. В. Жиркевичи. 1888 г.Екатерина Константиновна и Александр Владимирович Жиркевичи. 1888 г.
Фотография из архива Н. Г. Жиркевич-Подлесских

А. В. ЖиркевичАлександр Владимирович Жиркевич. 1897 г.
Фотография из архива Н. Г. Жиркевич-Подлесских

В квартире Тимановых часто собиралась большая компания из любящих музыку друзей пианистки из разных профессиональных областей. В такие вечера Вера Викторовна непременно играла. Эти домашние концерты подарили Александру Владимировичу много приятных минут: он неоднократно вспоминал их много лет спустя. Вера Викторовна была к тому же отличным рассказчиком: ее повествования о курьезных случаях в своих гастрольных поездках, подробности из жизни известных личностей, таких как Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и многих других, с кем она лично была знакома, оживляли атмосферу этих вечеров. 

Однажды Вера Викторовна подарила Жиркевичу для его коллекции автографы Ференца Листа, Камиля Сен-Санса, Петра Чайковского.

Тиманова любила поэтическое творчество Александра Владимировича. С удовольствием она читала и затем многократно перечитывала присланные им стихи. Были среди них и посвященные самой Вере Викторовне. Многое тяжело пережитое, связывавшее этих двух современников, нашло отражение в этих строках – боль за судьбу отчизны, ушедшие в иной мир друзья, переносимые тяготы и лишения, мысли о прошлом и будущем.

Большую ценность для исследования жизни пианистки представляют и дневники Александра Владимировича, в которых он документировал свои впечатления о встречах с пианисткой и ее семьей. Реликвии хранятся сейчас в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке. Жиркевич со свойственной ему живой манерой описывал в них характер, привычки, манеры Веры Викторовны.

Одна из записей Дневника 1916 года повествовала о встрече друзей в Симбирске, где тогда жил с семьей Жиркевич: Тиманова совершала поездку по Волге на пароходе «Императрица Александра Фёдоровна», который сделал остановку в этом городе. «Ездил вчера с Катей на Волгу, на пристань, встречать приезжающую В. В. Тиманову, моего старого друга, знаменитую пианистку, давшую мне знать о своём приезде. Как она постарела. Ведь мы знакомы с ней близко лет 30-ть. /…/ В ней до сих пор сохранилась избалованная петербургская барыня, знаменитость, знающая себе цену. Сначала мы уселись в общей столовой 1-го класса пароходного общества «По Волге». Но какая-то барыня уселась бренчать вальс Шопена, не подозревая, что её слушает великая артистка, ученица Листа, талант которой поражал всюду, даже за границей. Говорили о знакомых, об умерших. Чудный пароход, на котором дальше поехала Тиманова, долго был виден на Волге, весь в огнях, точно нечто фантастическое, сказочное, пока мы с Катей тащились домой по отвратительной мостовой, на отвратительном извозчике по Петропавловскому спуску, тянущемуся версты две» (Александр Жиркевич. Потревоженные тени. Симбирский дневник / Сост., предисл., прим. Н. Г. Жиркевич-Подлесских, с. 272).

В. В. Тиманова, 1904 г.Вера Викторовна Тиманова.
На фотографии дарственная надпись
«Милейшему Александру Владимировичу
на добрую память от Веры Тимановой. 1904″. ГМТ

Могила В. В. ТимановойБратская могила № 23
на Пискаревском кладбище,
где похоронена В. В. Тиманова

В рукописном отделе Российского национального музея музыки находятся около восьмидесяти писем пианистки, адресованных Жиркевичу, переданные сюда в 60-х годах XX века из музея Л. Н. Толстого на Пречистенке. Охватив жизнь Тимановой на протяжении более чем сорока лет, они позволили узнать нам многие неизвестные факты её жизни:  даты концертов, гастрольных туров, поездок на отдых, события личного характера. В письмах Вера Викторовна делилась своими взглядами на творчество, современный ей пианизм, педагогическими принципами, мыслями на происходившие в стране политические процессы, переживаниями о судьбе родины. Сквозь эти строки мы более живо ощущаем ее характер, ход мыслей, ежедневные заботы и стремления, эмоциональные впечатления и реакции. «… жизнь нам устроили такую, что скоро придётся завидовать тем, кто умер, унося впечатления хорошей жизни. Вид у меня, говорят, хороший, но худоба прямо удивительная. На восьмушку хлеба за целый день не растолстеешь» (РНММ. Ф. 243, №11. Письмо-открытка к А. В. Жиркевичу, 21 мая 1918 г.). «Моей коренной публики, помнившей вторник на 2ой неделе поста, конечно нет. Многие умерли, не вынесши теперешней жизни, многие уехали, но, все же, надеюсь, что в слушателях недостатка не будет, так как потребность в хорошей музыке немного есть» (РНММ. Ф. 243, №12. Письмо к А. В. Жиркевичу, 13 апреля 1920 г.). «В переживаемое ужасное время, когда все близкие разбросаны по всем клочкам того, что прежде называлось великой Россией, и когда годами ни о ком ничего не знаешь, получить весточку составляет такую радость, что живешь ею долгое время и мысленно переносишься к писавшим ее. Так и теперь: мысленно я беседовала с Вами ежедневно и почему-то представляла себе Волгу и пароход, в котором мы с Вами провели такой уютный в к сожалению скоро пролетевший час» (РНММ. Ф. 243, №120. Письмо к А. В. Жиркевичу, 13 апреля 1920 г.). «Дал бы Бог сил дожить до лучшей дней и сохранил бы он здоровыми моих родных и дорогих друзей, в первом ряду которых занимаете место и Вы, и Екатерина Константиновна, и тогда я буду более менее спокойно ждать дня, когда вздохнем свободнее и съедим, что захочется, и купим, что понадобится, и по Волге прокатимся с непременной остановкой в Симбирске» (РНММ. Ф. 243, №122. Письмо к А. В. Жиркевичу, 19 сентября 1920 г.).   

Я знаю ручку… Что за диво!..
Клянусь – я не видал такой!..
Так грациозна, шаловлива,
С такой античной красотой!..
А сколько в этой ручке чувства,
Какая сила, нега, страсть,
Какая магия искусства,
Какая неземная власть!!
Как часто жадными очами
Следил я ручки той полет,
Когда по клавишам с мечтами
Она то мчится, то замрет;
Когда то стон, то рокот бури,
То лепет жизни неземной,
То блеск и свет небес лазури
В игре мне чудились порой…
Мир отлетал, вскипали слезы,
Хотелось веровать, любить,
Дышалось легче в царстве прозы
И с Небом чувствовалась нить…

Из стихотворения А. В. Жиркевича, посвященного В. В. Тимановой (стих. сб. "Друзьям" в 2-х частях. СПб. 1899 г.).