Вера Викторовна Тиманова
(1855-1942)
«КАКАЯ МАГИЯ ИСКУССТВА, КАКАЯ НЕЗЕМНАЯ ВЛАСТЬ!..» [1]
Сайфуллина Лена Равилевна
Пианистка, лауреат международных конкурсов, исследователь жизни и творчества В. В. Тимановой.
Пианистка Вера Викторовна Тиманова – одна из ярчайших представителей русского пианизма второй половины 19-го – начала 20-го веков. Родилась в Уфе 6 (18) февраля 1855 года и здесь получила первоначальное музыкальное образование у местной преподавательницы Л. Игнатович и отбывавшего политическую ссылку литовско-польского музыканта Людвика Новицкого. С 1868 по 1870 гг. училась у Карла Таузига в Берлине в его «Школе высшей фортепианной игры». На одном из уроков, после исполнения 14–летней Тимановой этюда Шопена op. 10 №2, Таузиг говорил, что и сам не смог бы исполнить его лучше. Эпизодически брала уроки у Антона Рубинштейна. Была одной из любимых учениц Ференца Листа, занимаясь с ним более 10 лет. «Вериссима», «Бриллиантовая», «Наивиртуознейшая», — так обращался он к ней. На одном из уроков, после исполнения Тимановой венгерской рапсодии, Лист произнес: «Если Вы также сыграете в концерте, то знайте – какие бы овации Вам ни выпали на долю, все это будет меньше того, чего Вы стоите!» (Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи 1834-1887 гг. СПб, 1889. С. 135). «…Лист, видимо, ужасно жалует Тиманову. Когда она сыграла одну вещь (действительно великолепно), он воскликнул: «браво! Этого из вас никто не сыграет!», — обратился он к остальным ученикам», — писал Бородин своей жене (Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи 1834-1887 гг. СПб, 1889. С. 137).
Пик артистической славы пианистки пришёлся на 1880-е – 1900-е годы. С большим успехом Тиманова играла в это время в городах Европы и России. «Госпоже Тимановой бесспорно принадлежит одно из первых мест среди современных пианистов. Её игра, поражая совершенством техники, в то же время отличается чрезвычайным блеском исполнения…», — отмечал рецензент газеты «Braunschweigischer Anzeiger». «Обладая блестящей, феноменальной техникой и редко встречающейся у пианисток силой в сочетании с элегантностью исполнения, г-жа Тиманова имеет мало соперников между современными исполнителями. Почти невероятная быстрота её пальцев напоминает игру Листа», — читаем в газете «Elberfelder Zeitung».
Исполнительское искусство Тимановой ценили многие музыканты. Петр Чайковский, будучи корреспондентом газеты «Русские ведомости» писал: «Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в ее в высшей степени артистическом исполнении…» (Русские ведомости. №59. 1873. 18(30) марта.) В одном из писем композитора к пианистке читаем: «В надежде, что, быть может, мне удастся воспользоваться Вашим превосходным талантом для моего 2-го Парижского концерта. Остаюсь глубоко благодарным и уважающим Вас П. Чайковский» (П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Том XIV. Письма. М., Музыка, 1974. С.261).
Круг общения Тимановой включал в себя выдающихся деятелей музыкального искусства России и Европы: А. П. Бородина, М. И. Балакирева, В. В. Бесселя, А. К. Глазунова, Ц. А. Кюи, С. Ментер, М. Мошковского, Э. Ф. Направника, А. В. Оссовского, Н. Г. Рубинштейна, В. И. Сафонова, Н. Ф. Финдейзена и многих других.
С началом первой мировой войны Тиманова была вынуждена приостановить гастрольные поездки. Она поселилась в Петербурге, где преподавала на курсах Е. Рапгофа, далее – во втором, четвертом музыкальных техникумах, Государственном институте музыкального просвещения. Её гастроли по России с нагнетанием общественной атмосферы сокращались, а после 1917 года выступления проходили только в Петербурге. Октябрьскую революцию Тиманова не приняла: ее отталкивали грубость и безбожие новой власти, отвергнувшей в ее представлении все моральные устои. «Не праздник у всех на душе! — писала она. — Дай Бог только, чтобы все, кого мы любим, были живы и целы. Часто завидую Вам, что Вы далеко от нашего предательского Петрограда и не переживаете того, что переживаем мы» (РНММ. Ф. 243, №116. Письмо к Е. К. и А. В. Жиркевичам, 18 ноября 1917 г.). В 20-е, 30-е гг. Тиманова испытывала большую нужду в средствах к существованию. Все заработанные ею с 16-летнего возраста сбережения, которыми, как она думала, обеспечила себя и своих близких до старости, были отняты государством. Не вернулись из банка и подарки, полученные Тимановой от коронованных особ — русского императора Александра II, германского императора Вильгельма I, дочери Николая I Ольги Николаевны — королевы Вюртембергской, турецкого султана, золотая медаль Национальной академии Святой Цецилии. Пианистка была вынуждена продавать домашнюю обстановку, ноты, письма. В 1926 году по ходатайству Ленинградской консерватории Тимановой была назначена персональная пенсия, но этих денег катастрофически не хватало. Пианистка не смогла пережить блокаду и умерла в Ленинграде, в своей квартире, 20 февраля 1942 года в возрасте 87 лет. Похоронена Вера Викторовна на Пискаревском кладбище в братской могиле № 23.
На родине пианистки в Уфе память о Тимановой жива: проходят концерты ее памяти, научные конференции. В марте 2001 г. в городе состоялся первый Открытый городской конкурс юных пианистов имени Веры Тимановой. Второй конкурс в апреле 2003 года носил уже статус регионального и охватил не только города Башкортостана, но и Татарстан, Оренбургскую, Челябинскую области. В данное время его проведение, к сожалению, приостановлено.
Веру Тиманову и Александра Жиркевича связывали долгие годы дружбы. Их знакомство началось в начале 1880-ых гг. Возможно, общению положил начало их общий знакомый, действительный статский советник, чиновник особых поручений при военном министре Евгений Николаевич Кудрявцев, ставший впоследствии мужем сестры Тимановой — Марии. Александр Владимирович один или с супругой Екатериной Константиновной неоднократно был гостем семьи Тимановых в их петербургской квартире на улице Знаменской, 26 (сейчас ул. Восстания, д. 26). Здесь всегда были ему рады. «Дружба моя с нею, с ее семьей и с семьей Кудрявцевых все так же прочна, как и прежде. Меня трогает привязанность этих людей, для которых я всегда мало значил как знакомый», — писал Александр Владимирович (ОР ГМТ. Ф. 22, КП 4594, № 807. Жиркевич А. В. «Мемуары. Мои заметки», № 8, 3 октября 1888 г.). Жиркевич высоко ценил мастерство Веры Викторовны, называя его «тонким и художественным», выделяющимся «изумительной техникой, грацией и силой». Будучи юным полковым адьютантом 108 -го Саратовского полка в начале 1880 -ых гг., он принимал участие в устройстве ее концерта в Вильно, а в 1889 году помогал работе Виленского отделения Русского музыкального общества в организации совместного вечера пианистки и примадонны русской оперы Марии Даниловны Каменской.
В квартире Тимановых часто собиралась большая компания из любящих музыку друзей пианистки из разных профессиональных областей. В такие вечера Вера Викторовна непременно играла. Эти домашние концерты подарили Александру Владимировичу много приятных минут: он неоднократно вспоминал их много лет спустя. Вера Викторовна была к тому же отличным рассказчиком: ее повествования о курьезных случаях в своих гастрольных поездках, подробности из жизни известных личностей, таких как Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и многих других, с кем она лично была знакома, оживляли атмосферу этих вечеров.
Однажды Вера Викторовна подарила Жиркевичу для его коллекции автографы Ференца Листа, Камиля Сен-Санса, Петра Чайковского.
Тиманова любила поэтическое творчество Александра Владимировича. С удовольствием она читала и затем многократно перечитывала присланные им стихи. Были среди них и посвященные самой Вере Викторовне. Многое тяжело пережитое, связывавшее этих двух современников, нашло отражение в этих строках – боль за судьбу отчизны, ушедшие в иной мир друзья, переносимые тяготы и лишения, мысли о прошлом и будущем.
Большую ценность для исследования жизни пианистки представляют и дневники Александра Владимировича, в которых он документировал свои впечатления о встречах с пианисткой и ее семьей. Реликвии хранятся сейчас в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке. Жиркевич со свойственной ему живой манерой описывал в них характер, привычки, манеры Веры Викторовны.
Одна из записей Дневника 1916 года повествовала о встрече друзей в Симбирске, где тогда жил с семьей Жиркевич: Тиманова совершала поездку по Волге на пароходе «Императрица Александра Фёдоровна», который сделал остановку в этом городе. «Ездил вчера с Катей на Волгу, на пристань, встречать приезжающую В. В. Тиманову, моего старого друга, знаменитую пианистку, давшую мне знать о своём приезде. Как она постарела. Ведь мы знакомы с ней близко лет 30-ть. /…/ В ней до сих пор сохранилась избалованная петербургская барыня, знаменитость, знающая себе цену. Сначала мы уселись в общей столовой 1-го класса пароходного общества «По Волге». Но какая-то барыня уселась бренчать вальс Шопена, не подозревая, что её слушает великая артистка, ученица Листа, талант которой поражал всюду, даже за границей. Говорили о знакомых, об умерших. Чудный пароход, на котором дальше поехала Тиманова, долго был виден на Волге, весь в огнях, точно нечто фантастическое, сказочное, пока мы с Катей тащились домой по отвратительной мостовой, на отвратительном извозчике по Петропавловскому спуску, тянущемуся версты две» (Александр Жиркевич. Потревоженные тени. Симбирский дневник / Сост., предисл., прим. Н. Г. Жиркевич-Подлесских, с. 272).
В рукописном отделе Российского национального музея музыки находятся около восьмидесяти писем пианистки, адресованных Жиркевичу, переданные сюда в 60-х годах XX века из музея Л. Н. Толстого на Пречистенке. Охватив жизнь Тимановой на протяжении более чем сорока лет, они позволили узнать нам многие неизвестные факты её жизни: даты концертов, гастрольных туров, поездок на отдых, события личного характера. В письмах Вера Викторовна делилась своими взглядами на творчество, современный ей пианизм, педагогическими принципами, мыслями на происходившие в стране политические процессы, переживаниями о судьбе родины. Сквозь эти строки мы более живо ощущаем ее характер, ход мыслей, ежедневные заботы и стремления, эмоциональные впечатления и реакции. «… жизнь нам устроили такую, что скоро придётся завидовать тем, кто умер, унося впечатления хорошей жизни. Вид у меня, говорят, хороший, но худоба прямо удивительная. На восьмушку хлеба за целый день не растолстеешь» (РНММ. Ф. 243, №11. Письмо-открытка к А. В. Жиркевичу, 21 мая 1918 г.). «Моей коренной публики, помнившей вторник на 2ой неделе поста, конечно нет. Многие умерли, не вынесши теперешней жизни, многие уехали, но, все же, надеюсь, что в слушателях недостатка не будет, так как потребность в хорошей музыке немного есть» (РНММ. Ф. 243, №12. Письмо к А. В. Жиркевичу, 13 апреля 1920 г.). «В переживаемое ужасное время, когда все близкие разбросаны по всем клочкам того, что прежде называлось великой Россией, и когда годами ни о ком ничего не знаешь, получить весточку составляет такую радость, что живешь ею долгое время и мысленно переносишься к писавшим ее. Так и теперь: мысленно я беседовала с Вами ежедневно и почему-то представляла себе Волгу и пароход, в котором мы с Вами провели такой уютный в к сожалению скоро пролетевший час» (РНММ. Ф. 243, №120. Письмо к А. В. Жиркевичу, 13 апреля 1920 г.). «Дал бы Бог сил дожить до лучшей дней и сохранил бы он здоровыми моих родных и дорогих друзей, в первом ряду которых занимаете место и Вы, и Екатерина Константиновна, и тогда я буду более менее спокойно ждать дня, когда вздохнем свободнее и съедим, что захочется, и купим, что понадобится, и по Волге прокатимся с непременной остановкой в Симбирске» (РНММ. Ф. 243, №122. Письмо к А. В. Жиркевичу, 19 сентября 1920 г.).