«Край Благословенный…»

Наталья Жиркевич-Подлесских

Эти воспоминания посвящены памяти Александра Сергеевича Пуш­кина и благословенным местам Михайловского и Тригорского, где поэт провел два года вынужденной ссылки (с 9 августа 1824-го по 3 сентября 1826-го), пусть они станут данью моей благодарной памяти Поэту, имя которого стало частью моей личной судьбы…

Здесь он написал около 80 стихотворений, поэму «Цыганы», трагедию «Борис Годунов», повесть «Арап Петра Великого». Продолжил работу над «Евгением Оне­гиным». Ему было всего 25 — 26 лет. Здесь созрел его Божественный дар в тишине и сосредоточенности уединенной жизни, в слиянии с неброской красотой этой «золотой точки России». Творческой и личной полнотой обернулось для него вы­нужденное пребывание в Псковском крае, о котором он позже вспоминал в сти­хотворении «Вновь я посетил …» (1835). Ко времени написания стихотворения многое в жизни его переменилось. На смену легкому, летящему, стремительному стиху юношеских лет, где влюбленность, озорство, остроумие так ярко прояви­лись в его поэтическом даре, в умении сжато высказать основную мысль, пришли мудрость и философское осмысление жизни. Это последнее приобрело с годами большую глубину…

Всегда поражает неистощимое разнообразие его прилагательных: «все волновало нежный ум…», «луга, измятые моей бродя­щей ленью…», «бразды пушистые взрывая, // Летит ки­битка удалая…».

Места, где Пушкин жил во время ссылки, завора­живают. Они открываются неожиданной красотой и в разное время года — разной… Каждый, кто посетил Святые Горы и бродил окрест в неторопливом слия­нии с природой, где дух Пушкина пребывает и по сей день, будет стремиться вновь и вновь в эти места на встречу с Поэтом…

Музей-усадьба А. С. Пушкина "Михайловское".Музей-усадьба А. С. Пушкина «Михайловское».

Вид на реку Сороть.Вид на реку Сороть.

Музей-усадьба друзей А. С. Пушкина Осиповых-Вульф "Тригорское".Музей-усадьба друзей А. С. Пушкина Осиповых-Вульф «Тригорское».

Мне выпало счастье около 20 лет приезжать в Пушкинский Заповедник, иногда по несколько раз в год и не туристом, а иссле­дователем и гостем… И сло­во «Пушкин» отзывается в моем сердце полнотой слияния поэзии, при­роды, волшебных на­званий — реки Сороть, озер Маленец и Кучане, ароматов михайловских трав и незабываемых встреч… Помню, в первый приезд, это было летом 1995 года, особенно силь­ное впечатление произвели облака. Нигде не встречала я такой неповторимой выразительности и разноо­бразия «небесных странников»… Удивительное дело, в роще, парке, лесах, в прогулках по окрестностям все время думаешь о Пушкине. Ранее казалось, что это моя особенность, но о том же прочитала у Д. С. Лихачева и в письмах баронессы Е. К. Остен-Сакен к моему деду А. В. Жиркевичу, усадьба которой (Иваньково) нахо­дилась в тех же псковских краях. По дороге в усадьбу или возвращаясь в Петербург, семья всегда заезжала в Святогорский мо­настырь поклониться праху Поэта.

Эти письма и привели меня когда-то в заповедник… В них есть строки:

«Дух Пушкина, жизнью близкой, страстной, несомненной, покоил­ся кругом; он живее охватывал мою душу в эти минуты, чем, если бы я присутствовала на идеальном пред­ставлении его Бориса Годунова или Дон Жуана».

Многие строки писем Екатерины Кирилловны дышат по­эзией этих мест. В 2000 году они были изданы книгой «По Пскову-то сам Пушкин мне земляк…». Это была моя первая книга.

Облака Пушкиногорья.Облака Пушкиногорья.

Мельница вблизи усадьбы "Михайловское".Мельница вблизи усадьбы «Михайловское».

Обложка книги Н. Г. Жиркевич-Подлесских. "По Пскову-то сам Пушкин мне земляк..."Обложка книги Н. Г. Жиркевич-Подлесских.
«По Пскову-то сам Пушкин мне земляк…»

За годы пребывания в запо­веднике я не раз становилась сви­детельницей исторических собы­тий его жизни. Это и празднование 200-летия со дня рождения Поэта в 1999 году. Неза­бываемой оказалась постановка оперы М. Мусоргско­го «Борис Годунов» у стен Святогорского монастыря в 2003 году, которые стали естественной составляю­щей декораций оперы. В нужных местах вступал мо­настырский колокол, а пение птиц, несмотря на ор­кестр, добавляло очарования постановке… Еще ранее было открытие обновленной усадьбы Тригорское, которую в процессе реставрации разобрали до ос­нования. Говорят, это было страшное зрелище: была усадьба, и не стало… Но сейчас Тригорское восстанов­лено, приобрело не только жилой вид, но и полно­ту музейной жизни… Я имела счастье ходить по еще пустынному зданию вновь выстроенной усадьбы, си­деть на сосновых досках пола, которые реставраторы с любовью подбирали, имитируя подлинные…

Только Михайловское не стали тревожить, оста­вив реставрацию будущим поколениям… Вероятно, ученые правы, предположив, что современное расположе­ние комнат не соответству­ет подлинным, и там, где сейчас гостиная, ранее находилась спальня Пушкина? И выбегал Александр Серге­евич, встречая Ивана Пущи­на, совсем не в те двери, как изображено на известной картине.

В гостиной усадьбы "Тригорское".В гостиной усадьбы «Тригорское».



Аллея Керн в усадьбе "Михайловское".Аллея Керн
в усадьбе «Михайловское».

 

Н. Н. ГЕ. А. С. Пушкин в селе Михайловском, 1875Н. Н. ГЕ. А. С. Пушкин в селе Михайловском, 1875
Холст, масло. 78 × 103.
Харьковский художественный музей.

Еще незабываемое вос­поминание о поездке в фев­рале 2004 года, когда целой командой в семь человек мы привезли, и уже не в первый раз, музыкально-литературную композицию «Два голоса прелестью тихой полны…». Все участники были увлечены красо­той писем баронессы Остен-Сакен, возможностью окунуться в поэзию усадебной жизни конца XIX века. Музыкальное обрамление взяла на себя талантливая пианистка Марина Архангельская, вдохновенную ме­лодекламацию стихов и писем баронессы осущест­вляла Анна Золотых, как всегда, на высоте был Андрей Сазонов, он принимал участие и как скрипач, и как певец. Все участники из фрязинского музы­кального объединения «Клавир». Украшением действа стали две оперные певи­цы: Ольга Вознесенская, солистка театра имени К. С. Станиславско­го и В. И. Немировича-Данченко и юная Елена Рапита, только что ставшая солисткой Театра «Новая опе­ра». Когда в заключение вечера в ее исполнении прозвучал совре­менный романс, посвященный Наталье Николаевне, это были дни очередной юбилейной даты гибели Александра Сергеевича, многие в зале плакали… Помню и свои счастливые минуты, когда рождался текст композиции и душа замирала перед красотой найденных слов… Звучал рояль, и широкая плавная мелодия вступления из Аренского передава­ла мерное движение неторопливой тройки… Мы жили в гостевом домике Тригорского, за стенами которого начинался усадебный парк, целый лес белоснежных стволов в тишине зимнего убранства… Запомнились уютные вечера у камина в гостиной и традицион­ная банька с парилкой, приготовленная милыми де­журными гостевого домика. А затем настоящее пу­тешествие по зимнему тракту в санях, запряженных лошадками, одна из которых звалась Бароном, в де­ревню Иваньково, на родину героинь нашей компо­зиции. Только что прошел ураган, и мы ехали среди снежных торосов по бокам дороги, оставшихся по­сле усиленной работы трактора, прочищавшего нам дорогу. Нас ждали обитатели деревни Иваньково… Но это отдельная история…

После этой знамена­тельной поездки почти каждый год продолжала бывать в этих местах, от­дыхая или принимая уча­стие в конференциях за­поведника.

Композиция "Два голоса прелестью тихой полны...". НКЦ "Пушкинские горы". 2004 г.Композиция «Два голоса прелестью тихой полны…».
НКЦ «Пушкинские горы».
2004 г.

Участники вечера О. Вознесенская, М. Архангельская, Н. Жиркевич-Подлесских, Е. Рапита, А. Золотых.Участники вечера О. Вознесенская,
М. Архангельская, Н. Жиркевич-Подлесских, Е. Рапита, А. Золотых.

Путешествие по зимнему тракту в деревню Иваньково. 2004 г.Путешествие по зимнему тракту
в деревню Иваньково.
2004 г.

Последним событи­ем, связанным с пушкинскими местами, стала грандиозная вы­ставка «Самостоянье человека» из наследия Александра Владими­ровича Жиркевича в Федеральном Музее-Заповеднике «Михайловское» в 2015 году. Она возникла по инициативе Георгия Николаевича Ва­силевича, директора Пуш­кинского Заповедника. Он, один из первых предста­вителей культуры современной России, уже давно один из первых понял уникальность наследия А. В. Жиркевича. Для меня экспозиция стала личным событием, расширив границы пушкинской эпохи через новые персоналии.

А. Н. Апухтин умирал со стихами поэта («он был в спячке, изредка просыпался и тогда немедленно, не говоря ни про что другое, начинал декламировать Пушкина, и только одного Пушки­на…»). Я. П. Полонский со стихот­ворением «А. С. Пушкин», напи­санным к открытию памятника в Москве в 1880 году («Это — гений, все любивший, // Все в самом себе вместивший // Север, Запад и Восток…»). Но главным откры­тием стала речь А. Ф. Кони «Нрав­ственный облик Пушкина» на со­искание пушкинской премии к 100-летию со дня рождения поэта, в моем сознании она подняла имя Александра Сергеевича на новую высоту.

«Улучшение нравов» через просвещение — эта мысль А. С. Пуш­кина определяет для меня содер­жание не только экспозиции, но и всего наследия моего деда. Иначе зачем же он стремился сохранять память о своем времени и многотомным дневником (12,5 тысяч листов), и альбомами с автографами (их 14, неподъемных от количества собранных докумен­тов), и фотографиями (592), и огромным количе­ством писем (4500) своих современников? Не говоря уже о пудах спасенных документов, переданных им в свое время в музеи, книгохранилища, библиотеки страны. На основе наследия Жиркевича можно было бы открыть центр просвещения и просветительства, совместив с музеем!

Около двух месяцев я жила в го­стевом домике во время подготовки выставки к от­крытию, а в минуты отдыха шла в тригорский парк, повторяя стихи, посвящен­ные обитателям усадьбы… Была весна, и соловьи зали­вались среди буйства при­роды. Всех: и юных дев — Зизи, с которой мерился поясами, Аннет — и Пра­сковью Александровну, хо­зяйку усадьбы, обессмертил Поэт в своем творчестве.

«Но лучшее стихотворение досталось Алине, падчери­це Осиповой, которой он если и увлекался, то очень мимолетно («Я вас люблю, хоть и бешусь…»). Семей­ство П. А. Осиповой – это семейство Лариных в «Евге­нии Онегине». В парке стоит скамья, ее все называют онегинской. По преданию, здесь происходило объ­яснение Татьяны и Онегина»

(А.В. Тыркова-Вильямс).

Странная история, почти мистическая, случилась в Тригорском в 1837 году. По реке Великой везли в са­нях тело Александра Сергеевича, чтобы похоронить по его завещанию в Святогорском монастыре рядом с могилой матери. Зимой рано темнеет, и путники не знали, где находятся. В полной темноте двигались сани, но вот справа мелькнул огонек, и сопровожда­ющие гроб решили свернуть на призывный огонек. Оказалось, выехали к Тригорскому. И Пушкин провел ночь в усадьбе своих друзей. Наутро поехали в Свя­тогорский монастырь, мороз сковал землю, и гроб опустили до весны в снег. Весной похоронили. Пра­сковья Александровна поставила деревянный крест, и каждый день до своей смерти посылала на его могилу живые цветы…

Могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре. Пушкинские горы.Могила А. С. Пушкина
в Святогорском монастыре.
Пушкинские горы.

Лестница в Святогорском монастыре. Пушкинские горы.Лестница
в Святогорском монастыре.
Пушкинские горы.

Святогорский Свято-Успенский монастырь. Пушкинские горы.Святогорский
Свято-Успенский монастырь.
Пушкинские горы.

Р.S. Кажется, уже закончила свои воспо­минания к памятной дате рождения Александра Сер­геевича, а мысль еще и еще возвращается к загадке его личности, поэтичным картинам окрестных мест, творчеству. Ведь полно­та его поэтической мыс­ли неисчерпаема. В ней не только любимые всеми ли­рические стихи, но и граж­данские мотивы (стихотво­рение «Деревня» создано в двадцатилетнем возрасте!). С годами философское ос­мысление жизни начинает преобладать, и к мудрости Поэта стоит прислушать­ся всем, желающим видеть свою родину свободной, богатой и процветающей…

«Невежества убий­ственный позор» — вот что, по мысли поэта, губит че­ловека, общество и государство… Эта мысль тревожи­ла его всю жизнь. «Свобода — неминуемое следствие просвещения»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, кото­рые происходят от одного улучшения нравов, без на­сильственных потрясений политических, страшных для человечества…».