«Край Благословенный…»
Эти воспоминания посвящены памяти Александра Сергеевича Пушкина и благословенным местам Михайловского и Тригорского, где поэт провел два года вынужденной ссылки (с 9 августа 1824-го по 3 сентября 1826-го), пусть они станут данью моей благодарной памяти Поэту, имя которого стало частью моей личной судьбы…
Здесь он написал около 80 стихотворений, поэму «Цыганы», трагедию «Борис Годунов», повесть «Арап Петра Великого». Продолжил работу над «Евгением Онегиным». Ему было всего 25 — 26 лет. Здесь созрел его Божественный дар в тишине и сосредоточенности уединенной жизни, в слиянии с неброской красотой этой «золотой точки России». Творческой и личной полнотой обернулось для него вынужденное пребывание в Псковском крае, о котором он позже вспоминал в стихотворении «Вновь я посетил …» (1835). Ко времени написания стихотворения многое в жизни его переменилось. На смену легкому, летящему, стремительному стиху юношеских лет, где влюбленность, озорство, остроумие так ярко проявились в его поэтическом даре, в умении сжато высказать основную мысль, пришли мудрость и философское осмысление жизни. Это последнее приобрело с годами большую глубину…
Всегда поражает неистощимое разнообразие его прилагательных: «все волновало нежный ум…», «луга, измятые моей бродящей ленью…», «бразды пушистые взрывая, // Летит кибитка удалая…».
Места, где Пушкин жил во время ссылки, завораживают. Они открываются неожиданной красотой и в разное время года — разной… Каждый, кто посетил Святые Горы и бродил окрест в неторопливом слиянии с природой, где дух Пушкина пребывает и по сей день, будет стремиться вновь и вновь в эти места на встречу с Поэтом…
Мне выпало счастье около 20 лет приезжать в Пушкинский Заповедник, иногда по несколько раз в год и не туристом, а исследователем и гостем… И слово «Пушкин» отзывается в моем сердце полнотой слияния поэзии, природы, волшебных названий — реки Сороть, озер Маленец и Кучане, ароматов михайловских трав и незабываемых встреч… Помню, в первый приезд, это было летом 1995 года, особенно сильное впечатление произвели облака. Нигде не встречала я такой неповторимой выразительности и разнообразия «небесных странников»… Удивительное дело, в роще, парке, лесах, в прогулках по окрестностям все время думаешь о Пушкине. Ранее казалось, что это моя особенность, но о том же прочитала у Д. С. Лихачева и в письмах баронессы Е. К. Остен-Сакен к моему деду А. В. Жиркевичу, усадьба которой (Иваньково) находилась в тех же псковских краях. По дороге в усадьбу или возвращаясь в Петербург, семья всегда заезжала в Святогорский монастырь поклониться праху Поэта.
Эти письма и привели меня когда-то в заповедник… В них есть строки:
«Дух Пушкина, жизнью близкой, страстной, несомненной, покоился кругом; он живее охватывал мою душу в эти минуты, чем, если бы я присутствовала на идеальном представлении его Бориса Годунова или Дон Жуана».
Многие строки писем Екатерины Кирилловны дышат поэзией этих мест. В 2000 году они были изданы книгой «По Пскову-то сам Пушкин мне земляк…». Это была моя первая книга.
За годы пребывания в заповеднике я не раз становилась свидетельницей исторических событий его жизни. Это и празднование 200-летия со дня рождения Поэта в 1999 году. Незабываемой оказалась постановка оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» у стен Святогорского монастыря в 2003 году, которые стали естественной составляющей декораций оперы. В нужных местах вступал монастырский колокол, а пение птиц, несмотря на оркестр, добавляло очарования постановке… Еще ранее было открытие обновленной усадьбы Тригорское, которую в процессе реставрации разобрали до основания. Говорят, это было страшное зрелище: была усадьба, и не стало… Но сейчас Тригорское восстановлено, приобрело не только жилой вид, но и полноту музейной жизни… Я имела счастье ходить по еще пустынному зданию вновь выстроенной усадьбы, сидеть на сосновых досках пола, которые реставраторы с любовью подбирали, имитируя подлинные…
Только Михайловское не стали тревожить, оставив реставрацию будущим поколениям… Вероятно, ученые правы, предположив, что современное расположение комнат не соответствует подлинным, и там, где сейчас гостиная, ранее находилась спальня Пушкина? И выбегал Александр Сергеевич, встречая Ивана Пущина, совсем не в те двери, как изображено на известной картине.
Еще незабываемое воспоминание о поездке в феврале 2004 года, когда целой командой в семь человек мы привезли, и уже не в первый раз, музыкально-литературную композицию «Два голоса прелестью тихой полны…». Все участники были увлечены красотой писем баронессы Остен-Сакен, возможностью окунуться в поэзию усадебной жизни конца XIX века. Музыкальное обрамление взяла на себя талантливая пианистка Марина Архангельская, вдохновенную мелодекламацию стихов и писем баронессы осуществляла Анна Золотых, как всегда, на высоте был Андрей Сазонов, он принимал участие и как скрипач, и как певец. Все участники из фрязинского музыкального объединения «Клавир». Украшением действа стали две оперные певицы: Ольга Вознесенская, солистка театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и юная Елена Рапита, только что ставшая солисткой Театра «Новая опера». Когда в заключение вечера в ее исполнении прозвучал современный романс, посвященный Наталье Николаевне, это были дни очередной юбилейной даты гибели Александра Сергеевича, многие в зале плакали… Помню и свои счастливые минуты, когда рождался текст композиции и душа замирала перед красотой найденных слов… Звучал рояль, и широкая плавная мелодия вступления из Аренского передавала мерное движение неторопливой тройки… Мы жили в гостевом домике Тригорского, за стенами которого начинался усадебный парк, целый лес белоснежных стволов в тишине зимнего убранства… Запомнились уютные вечера у камина в гостиной и традиционная банька с парилкой, приготовленная милыми дежурными гостевого домика. А затем настоящее путешествие по зимнему тракту в санях, запряженных лошадками, одна из которых звалась Бароном, в деревню Иваньково, на родину героинь нашей композиции. Только что прошел ураган, и мы ехали среди снежных торосов по бокам дороги, оставшихся после усиленной работы трактора, прочищавшего нам дорогу. Нас ждали обитатели деревни Иваньково… Но это отдельная история…
После этой знаменательной поездки почти каждый год продолжала бывать в этих местах, отдыхая или принимая участие в конференциях заповедника.
Последним событием, связанным с пушкинскими местами, стала грандиозная выставка «Самостоянье человека» из наследия Александра Владимировича Жиркевича в Федеральном Музее-Заповеднике «Михайловское» в 2015 году. Она возникла по инициативе Георгия Николаевича Василевича, директора Пушкинского Заповедника. Он, один из первых представителей культуры современной России, уже давно один из первых понял уникальность наследия А. В. Жиркевича. Для меня экспозиция стала личным событием, расширив границы пушкинской эпохи через новые персоналии.
А. Н. Апухтин умирал со стихами поэта («он был в спячке, изредка просыпался и тогда немедленно, не говоря ни про что другое, начинал декламировать Пушкина, и только одного Пушкина…»). Я. П. Полонский со стихотворением «А. С. Пушкин», написанным к открытию памятника в Москве в 1880 году («Это — гений, все любивший, // Все в самом себе вместивший // Север, Запад и Восток…»). Но главным открытием стала речь А. Ф. Кони «Нравственный облик Пушкина» на соискание пушкинской премии к 100-летию со дня рождения поэта, в моем сознании она подняла имя Александра Сергеевича на новую высоту.
«Улучшение нравов» через просвещение — эта мысль А. С. Пушкина определяет для меня содержание не только экспозиции, но и всего наследия моего деда. Иначе зачем же он стремился сохранять память о своем времени и многотомным дневником (12,5 тысяч листов), и альбомами с автографами (их 14, неподъемных от количества собранных документов), и фотографиями (592), и огромным количеством писем (4500) своих современников? Не говоря уже о пудах спасенных документов, переданных им в свое время в музеи, книгохранилища, библиотеки страны. На основе наследия Жиркевича можно было бы открыть центр просвещения и просветительства, совместив с музеем!
Около двух месяцев я жила в гостевом домике во время подготовки выставки к открытию, а в минуты отдыха шла в тригорский парк, повторяя стихи, посвященные обитателям усадьбы… Была весна, и соловьи заливались среди буйства природы. Всех: и юных дев — Зизи, с которой мерился поясами, Аннет — и Прасковью Александровну, хозяйку усадьбы, обессмертил Поэт в своем творчестве.
«Но лучшее стихотворение досталось Алине, падчерице Осиповой, которой он если и увлекался, то очень мимолетно («Я вас люблю, хоть и бешусь…»). Семейство П. А. Осиповой – это семейство Лариных в «Евгении Онегине». В парке стоит скамья, ее все называют онегинской. По преданию, здесь происходило объяснение Татьяны и Онегина»
(А.В. Тыркова-Вильямс).
Странная история, почти мистическая, случилась в Тригорском в 1837 году. По реке Великой везли в санях тело Александра Сергеевича, чтобы похоронить по его завещанию в Святогорском монастыре рядом с могилой матери. Зимой рано темнеет, и путники не знали, где находятся. В полной темноте двигались сани, но вот справа мелькнул огонек, и сопровождающие гроб решили свернуть на призывный огонек. Оказалось, выехали к Тригорскому. И Пушкин провел ночь в усадьбе своих друзей. Наутро поехали в Святогорский монастырь, мороз сковал землю, и гроб опустили до весны в снег. Весной похоронили. Прасковья Александровна поставила деревянный крест, и каждый день до своей смерти посылала на его могилу живые цветы…
Р.S. Кажется, уже закончила свои воспоминания к памятной дате рождения Александра Сергеевича, а мысль еще и еще возвращается к загадке его личности, поэтичным картинам окрестных мест, творчеству. Ведь полнота его поэтической мысли неисчерпаема. В ней не только любимые всеми лирические стихи, но и гражданские мотивы (стихотворение «Деревня» создано в двадцатилетнем возрасте!). С годами философское осмысление жизни начинает преобладать, и к мудрости Поэта стоит прислушаться всем, желающим видеть свою родину свободной, богатой и процветающей…
«Невежества убийственный позор» — вот что, по мысли поэта, губит человека, общество и государство… Эта мысль тревожила его всю жизнь. «Свобода — неминуемое следствие просвещения»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…».